С июля 2024 года в Калининградской региональной детско-молодежной общественной организации инвалидов «Мария» при поддержке Министерства по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области реализуется уникальный проект «Лаборатория звука»!
Проект направлен на расширение деятельности центра и внедрение звукотерапии и занятий по адаптивной музыкальной терапии для людей с ментальными нарушениями. Проект охватил не менее 60 семей ребят, посещающих центр Мария, а также их родителей.
У нас проходят занятия по активной музыкальной терапии: занятия ритмом, обучение игре на этнических шумовых инструментах, таких как барабаны, ксилофон, треугольники. Мы изучаем историю традиционных музыкальных инструментов народов России, обрядов и обычаев.
А также у нас проходят сеансы пассивной музыкальной терапии или если точнее сказать звукотерапии под звуки тибетских поющих чаш, дайвы, глюкофона посоха дождя, колокольчиков Koshi и индийских караталов. Занятия проходят не только для ребят, но и для их родителей по субботам.
Важно упомянуть то что внедрение нового метода проходит при информационной поддержке наших партнёров международной академии звукотерапии SoundPrana, которая в свою очередь сотрудничает и проводит совместные исследования с Первым Московским государственным медицинским университетом им. Сеченова. С учётом диагнозов наших воспитанников были специально подобраны и приобретены на средства гранта тибетские поющие чаши.
Родители, специалисты, да и сами ребята отмечают значительные положительные результаты. В первую очередь, акустическое воздействие способствует снятию психоэмоционального напряжения, а механическая волна вибрации поющих чаш — телесному расслаблению. Если говорить о воздействии звукотерапии на ритмы мозга, то это настройка на более гармоничные ритмы. И это уже подтверждено научно. Если говорить об активной музыкальной терапии — занятиях с ритмом , то здесь также многогранный эффект. Ритм соединяет сенсорную и моторную систему. Ритм соединяет слуховую и двигательную системы, а также стимулирует связи других сенсорных систем (например, чувство движения/расположения тела в пространстве, осязание и зрение) с моторной системой. Поэтому, мы видим большой прогресс не только в улучшении когнитивных навыков, координации движения и речевых функции, но и очень важный для наших ребят момент как последствие работы в группе — выработка навыка ответственности за общий результат. Ведь совместный творческий процесс не только захватывает и увлекает, но и учит самому главному — здоровым коммуникациям. Учитывая то, что многие ребята имеют проблемы с речью — музыкальный инструмент здесь выступает средством общения.
Также в арт пространстве центра Мария проходят концерты , мы приглашаем профессиональных музыкантов, сотрудничаем с музыкальным колледжем им Рахманинова. Прослушивание классической музыки, особенно живого её исполнения, активизирует почти все области мозга.
Конечным результатом проекта станет премьера нового музыкального спектакля, который мы уже начали репетировать. Приглашаем всех на премьеру 19 февраля в 15-00 к нашим друзьям в МБУ «Центр культуры и досуга» г. Гурьевск.
Руководитель проекта «Лаборатория звука» председатель КРДМ ООИ «Мария» Зоя Кочеткова. Авторы проекта Зоя Кочеткова и Наталья Кочеткова. Специалист по адаптивным музыкальным занятиям, звукотерапевт, художественный руководитель инклюзивного музыкального театра «Эмоция звука» — Людмила Полевикова.
В этом видео Людмила Полевикова рассказывает о методиках и проделанной работе.