Краткий обзор — Центр реабилитации и развития "МАРИЯ"

Краткий обзор

Tomatis® – это метод аудио-вокальных тренировок, названный в честь его создателя, французского отоларинголога Альфреда Томатиса. Технология Tomatis® – состоит из электронного устройства Talks UP и наушников Tomatis® оснащенных дополнительно косным проведением. Это уникальная технология развивает способность к эффективной обработке информации слуховым анализатором за счет использования музыкальных средств на основе полифонического звучания. (Ухо учится слышать).

Звук – это вибрация. Когда он проходит в воздухе, мы говорим о воздушной проводимости. Звук проходит еще лучше, через кости тела. Это костная проводимость. Закройте себе уши, и говорите как обычно. Вы отчетливо услышите свой голос, поскольку он проходит, главным образом, через кости головы. Начните говорить громче, вы почувствуете, как вибрирует все тело. Костное проведение посылает звуковой сигнал в мозг посредством вибрации за долю секунды до того, как он поступит в ухо через наушники. Благодаря этой системе, мозг способен почувствовать звуковой сигнал, и, таким образом, лучше его анализировать. Именно такая сдвинутая подача звука будет развивать способность мозга правильно анализировать звуковое сообщение. Кроме того, наше ухо служит не только для восприятия звуков, но и определяет также равновесие, ритм и координацию. (Закройте себе одно ухо при ходьбе, и вы увидите, что заметно теряете равновесие). Поэтому, умение правильно слышать просто необходимо для гармоничного развития личности. Значимую роль в развитии полноценной речи играет язык эмоций. Эмоция, запускает и поддерживает у ребенка звукоподражание, а позже усиливает смысл слова.

Метод Tomatis® помогает правильно распознавать информацию на эмоциональном уровне, значительно снижая уровень тревожности, а также корректирует нарушения в различении звуков при нормальном слухе.

Мы используем прибор в работе:

  • Для снятия нервного напряжения, тревожности, устранения подавленности, заторможенности (при ЗПР), гиперактивности (СДВГ), уменьшении невротического компонента при энурезах, лунатизме и страхах, для восстановления после сильных стрессов и нервных потрясений.

  • Для самостоятельного построения фраз и предложений, нарушении слоговой структуры слова, заикании у ребят с ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, дислалии, скудном словаре, дизартрии, дизграфии, дислексии.

  • Для развития координации движений, при неловкости ребенка, частых падениях, затруднениях при управлении своими конечностями, нарушении чувства ритма, плохом развитии крупной и мелкой моторики.

  • Для личностного роста, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействий с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки у ребят с аутизмом, СДВГ, СНР, умственной отсталости.

  • Для улучшения внимания, мышления, устранения проблем с чтением и письмом.

  • Для развития музыкального слуха и постановки красивого чистого голоса.

  • Для развития способности различать фонетические способности языка: для улучшения понимания и запоминания иностранной речи.

  • Для восстановления речи и памяти и улучшения координации после инсульта.


Рассматривая возможность применения Tomatis® — терапии, следует знать, что для нее существует ряд четких ограничений. Нельзя проводить слуховые тренировки в следующих случаях:

  • Если ребенок не достиг 3-хлетнего возраста.
  • Во время обострения любого заболевания.
  • При обнаружении эпилептической активности головного мозга, предполагающей возможность возникновения припадка (судорог).
  • При артериальной гипертензии в тяжелой форме. Ее проявлением служит повышенное давление, что приводит к нарушению функций сердца и структуры артерий.
  • При любых заболеваниях, приводящих к возникновению даже доброкачественных опухолей.

Взрослые и дети с СДВГ, аутизмом, задержкой в развитии, проблемами коммуникации и обучаемости, после инсульта, достигли значительного прогресса благодаря применению метода Tomatis®.

В нашей практике есть удивительные случаи, когда уже после первого курса трехлетний ребенок с задержкой речевого развития не только заговорил, но и речь взрослых стал контролировать: «Так нельзя говорить».

Другой ребенок (девочка 6 лет) два месяца на занятиях просидела на стуле в качестве наблюдателя. При расставании с мамой каждый раз скандал. Речи практически не было. Детей к себе не подпускала, взаимодействовать ни с кем не хотела. Уже на первом курсе ребенок совершил мощный скачок в развитии. Появилась речь, девочка стала активным участником в групповых занятиях. Более того, ребенок с удовольствием на них идет и легко прощается с мамой.  В играх появился сюжет, очень много лепечет. Стала жизнерадостной, много смеется, сама придумывает новую игру и не боится ее предложить другим. Теперь ее легко заинтересовать, она прекрасно понимает задания и с удовольствием их выполняет. Мама отметила это так: «Разбудили активного человечка». А еще, как и всякий ребенок, она очень любит свою маму и теперь у ребенка есть возможность показать это. Теперь это очень ласковая девочка, она с большой нежностью заглядывает маме в глаза, говорит «люблю», очень старается понять, что ей говорит мама и в меру своих возможностей выполнять.

Очень хорошие результаты и у четырехлетнего мальчика. Речи у ребенка не было (только мычание, рычание и т.д.). После первого курса стал очень четко говорить «дай», «мое», «кап, кап, кап» (во время рисования дождика). На занятиях активен, очень старается слушать и выполнять задания. В настоящее время проходит второй курс.

Кроме того, практически все родители отмечают, что у детей улучшился сон, решились проблемы с туалетом. Появилась или гораздо стала  интенсивней познавательная активность. Дети стали более послушными, уменьшились капризы, улучшилось настроение. Родители говорят: «Он теперь меня слышит».

Также надо отметить и замечательные результаты у наших взрослых воспитанников.

Молодой человек с тяжелым генетическим заболеванием из человека «где посадишь, там и возьмешь» превратился в «живчика». Речи у ребенка нет, но он стал очень активно использовать другие средства коммуникации. Ему все интересно, он активно комментирует все происходящее вокруг, ему очень хочется общаться и он с большим успехом это делает. Раньше, на перерыве между занятиями он тихо сидел на стуле, теперь он первый встает и начинает танцевать, приглашая других. Он очень четко знает, что он хочет и вполне доступно это объясняет.

У других ребят, с более легкими нарушениями, раскрылись творческие способности, исчез страх, выросла уверенность. Такие понятия как САМ и МОГУ очень четко вошли в жизнь. Проявление грамотной самостоятельности доставляет им удовольствие, радость. Родители также отметили улучшение сна, понижение уровня тревожности, хорошее настроение у ребят. Вырос уровень понимания и послушания. Некоторые заметили особенное стремление помогать взрослым и обучаться чему-то новому.

Отдельного внимания заслуживают те люди, которые перенесли инсульт.

Очень хорошие результаты у нашей воспитанницы, которая перенесла 6 лет назад инсульт. Вот ее комментарий: «У меня  ум заработал». Во время прослушивания стала возвращаться память.  Услышала, что говорит неправильно и стала активно исправлять речь. Настроение улучшилось. Перестала просыпаться ночью (раньше 3 раза за ночь вставала). Чувствует в себе огромный потенциал для восстановления, очень старается.

Другой наш ученик раскрыл в себе потрясающие способности к творчеству. Стал рисовать замечательные картины. Заметно улучшилось настроение, появилось чувство юмора. При ходьбе заметил, что нога стала лучше «слушаться».

Метод Tomatis® помогает многим. Но нужно понимать, что это не «волшебная таблетка», а мощнейший катализатор для развития. Поэтому для достижения максимально положительного результата необходимо соблюдение рекомендаций специалистов.

Кабинет Tomatis® открыт в нашей организации при поддержке Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.